top of page

АНАЛИЗ

COVID-19 И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА

Об исследовании

Департамент стратегии и исследования компании RB ASIA  подготовил "Анализ COVID-19 и его влияния на экономику Узбекистана", мы подготовили ответы на следующие вопросы:

  • Что мы знаем о вирусе COVID-19?

  • Чего мы не знаем о вирусе?

  • Текущее состояние экономики Китая с учетом влияния вируса

  • Возможные сценарии и последствия на глобальную экономику

  • Как вирус может повлиять на экономику Узбекистана?

Основные выводы

Рост глобальной экономики может снизится на 1% по сравнению с 2019г. и составить от около 2% , при умеренном распространении коронавируса.

Самые значительные факторы:

- падение ВВП Китая с почти 6-процентного роста до около 4,7 процентов;

- падение на один процентный роста ВВП в Восточной Азии;

- снижение на 0,5 процентных пункта в других крупных странах.

Как вирус COVID-19 может повлиять на экономику Узбекистана –  умеренный сценарий

1. Туризм

Экспорт туристических услуг в 2019г. составил 1 313 млн долл. США при количестве туристов 6 748 тыс. человек. Основная масса туристов из соседних стран (86%) и России (7%). На страны наиболее подверженные к коронавирусу на текущий день приходится 110 тыс человек – Китай (54 тыс.ч.), Корея (35 тыс.ч.) и Италия (20 тыс.ч.). При этом, туристические потоки и из других стран уже сократились и будут дальше сокращаться введу введенных ограничений на перемещение, а также в целом на негативных настроениях.

При сценарии быстрого восстановления объем туристических услуг может сократиться не так значительно (10-15%). Однако, при более тяжелом сценарии, объем может сократиться на 30-40%.

 

2. Цепочки поставок

Многие страны уже пострадали от разрыва цепочек поставок, так как Китай является крупнейшим поставщиком многих видов компонентов, в том числе для таких отраслей электроника, автомобилестроение, машиностроение и различные оборудования.

Что касается Узбекистана, в структуре импорта согласно данным за 2019г. Китай является самым крупным партнером (5.1 млрд долл. США), Россия на втором месте (4.1 млрд долл. США) и на третьем месте Корея (2.6 млрд долл. США). Здесь необходимо обратить внимание на структуру импорта -  Китай и Корея являются основными поставщиками машин и оборудования в Узбекистан поставляя около 50% от общего объема.

 

3. Энергоносители

В 2019 г. энергоносители и нефтепродукты составили 14% экспорта Узбекистана. Спад спроса на энергоносители в купе со срывом сделки OПЕК+ привел к коллапсу цены на энергоносители. На текущий день нефть торгуется на уровне 33 долл за баррель (WTI), а природный газ ниже 2 долл за MMBtu. Несмотря на то, что связь между ценой нефтью и газом не прямая, текущая глобальная ситуация отрицательно влияет на оба энергоносителя и соответственно на узбекский экспорт газа.

 

4. Денежные переводы

Согласно ЦБ РУз за 9 месяцев 2019г. денежные переводы (личные трансферты) в Республику Узбекистан составили 4.5 млрд долл. США из них 85% из России и 6% из Казахстана. В связи с падением стоимости на энергоносители с начала 2020г. курс рубля упал на 20%, а курс тенге снизился на 14% относительно доллара США.

При сохранении текущих цен на энергоносители, можем ожидать, что денежные переводы в Узбекистан снизятся на 15-20% в 2020 г.

 

5. Спрос на золото

В кризисной ситуации инвесторы начинают продавать рисковые активы, такие как акции и инвестировать в защитные активы. Защитными активами являются государственные облигации США и золото.

Данная ситуация может иметь благоприятный эффект, учитывая то, что Узбекистан экспортировал золото на 4.9 млрд долл. США или 27.5% от общего экспорта. При сохранении текущего диапазона цен на 2020г. и объема экспорта в тоннах, данные показатель может увеличится на более чем 25%.

 

6. Рынки Капитала

Текущая волатильность на финансовых рынках может отрицательно сказаться на планы правительства и государственных компаний на размещение акций и облигаций. При негативных настроениях на рынках, неопределенности касательно распространения вируса и его эффекта на глобальную экономику, инвесторы менее охотно будут инвестировать в развивающие страны и будут держать активы в защитных активах. Даже при успешном размещении финансовых инструментов капитализация компаний может быть занижена, или ставки по облигациям завышены.

7. Инвестиции

Есть несколько факторов, которые могут отрицательно повлиять на объем иностранных инвестиций.

Во-первых, в связи с ограничениями на въезд иностранных граждан в Узбекистан. Данные ограничения скажутся на переговорных процессах и проработке инвестиционных проектов.

Во-вторых, те инвестиционные проекты, которые уже находятся на стадии реализации начали страдать, так как иностранные специалисты, в том числе из Китая, которые должны выполнить инженерные и пуско-наладочные работы не могут въехать в Узбекистан.

В-третьих, если мировая экономика пойдет по направлению глобальной рецессии, тогда будет сложнее привлекать инвесторов, так как они будут держать свои накопления в защитных активах до начала восстановления глобальной экономики.

 

8. Потребительское поведение

Исходя из потребительского поведения в Китае в предыдущие месяцы и во время вируса SARS в 2002-2003 гг. были выявлены следующие изменения в структуре покупок потребителей:

  • Значительный рост (80%) покупок продуктов питания «онлайн».

  • Значительный рост (более чем в 1.5 раза) покупок медицинских товаров (включая лекарств), а также предметов домашней гигиены.

  • Небольшое увеличение покупок продуктов питания.

  • Снижение покупок одежды, сигарет, косметики, напитков, кондитерских изделий и предметов роскоши.

Данные тенденции актуальны и для Узбекистана.

 

9. Производительность труда

В связи с переходом на удаленную работу «белых воротничков», а также необходимостью оставаться дома для ухода за несовершеннолетними детьми, которые не ходят в школу и детские сады, будет снижаться загруженность и производительность труда. Данный эффект будет наиболее чувствителен для столицы страны – города Ташкента.

10. Пункты общественного питания

Пункты общественного питания такие как кафе и рестораны, будут страдать от низкой посещаемости, при этом заказы с доставкой еды на дом значительно вырастут

bottom of page