top of page

Обзор 

рынка энергетики  

Узбекистана

Об исследовании

Департамент стратегии и исследования компании RB ASIA провел обзор рынка энергетики Узбекистана по вопросам исторической динамики, структуры, трендов, законодательства и прогнозов до 2030г.

Целями исследования стали изучение объема выработки и потребления электроэнергии, его специфики, крупных проектов в Республике Узбекистан. 

Основные выводы

В 2019г. началась реформа в секторе энергетики Республики Узбекистан путем создания компаний - «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети», в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии.

Обзор энергетического сектора Узбекистана

Обзор законодательных изменений в энергетическом секторе экономики Узбекистана

За последние несколько лет в законодательстве Узбекистана наблюдаются значительные изменения, нацеленные как на повышение эффективности работы предприятий энергетической отрасли, так и на повышение инвестиционной привлекательности данного сектора экономики в целом.

На первый взгляд кажется, что для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий отрасли, необходимо их передать в руки частных инвесторов, однако, для того, чтобы привлечь инвесторов, предприятие должно быть эффективным и привлекательным с точки зрения прибыльности и возврата инвестиций.

В такой сложной ситуации правительство страны предпринимает все необходимые меры для того, чтобы внедрить международные практики в управление предприятями энергетической отрасли для того, чтобы таким образом повысить их привлекательность для инвесторов.

Одним из многих шагов в этом направлении было Постановление Кабинета министров №515 от 6 июля 2018 года «О мерах по обеспечению финансового оздоровления и эффективного использования активов организаций АО «Узбекэнерго».

В рамках данного постановления была утверждена дорожная карта по финансовому оздоровлению и повышению эффективности организаций ОА «Узбекэнерго», которая предусматривала внедрение во всех предприятиях акционерного общества современной учетной системы ИСУ для оперативного управления полным производственным и финансовым циклом; подготовка и публикация ежегодной финансовой отчетности «Узбекэнерго» и всех входящих в его состав компаний; приватизация 72 активов по всей стране, которые принадлежали «Узбекэнерго».

Также в этом контексте было принято постановление президента страны №ПП-3981 от 23 октября 2018 г. «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли», в рамках которого предусмотрено принятие «Дорожной карты» на 2018-2022 гг., включающей следующие шаги:

  1.  Реализацию 7 инвестиционных проектов по модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1 984 МВт и проектной стоимость 2,6 млрд. долл. США;

  2. Ежегодную реконструкцию действующих и строительство новых электрических сетей общей протяженностью 7,1 тыс. км, установку и модернизацию 2 500 трансформаторных пунктов за счет привлекаемых кредитов и собственных средств АО «Узбекэнерго»;

  3. Подключение к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (далее – АСКУЭ) 7 млн. потребителей, с доведением доли охвата АСКУЭ к концу 2021 года до 100 процентов от общего числа абонентов;

  4. Освоение долгосрочных кредитов на общую сумму 1,8 млрд. долл. США, привлечение которых согласовано с Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции развития, другими международными финансовыми институтами.

 

Также стоит отметить, что в данном постановлении дается указание Государственному комитету по инвестициям (нынешнему Министерству инвестиций и внешней торговли) совместно с АО «Узбекэнерго» и Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов с 2019 года начать пилотный проект по строительству солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области.

Это дает мощный импульс со стороны государства на развитие альтернативных источников энергии. До настоящего времени было организовано несколько встреч между представителями ответственных за реализацию данного проекта организаций, в ходе которых были рассмотрены предварительные тендерные документы и согласованы дальнейшие совместные шаги, а также были организованы конференции для инвесторов по данному проекту. Вместе с тем, в настоящее время данный проект открыт для потенциальных инвесторов.

В вышеупомянутом постановлении был утвержден план практических мер по реформированию электроэнергетической отрасли, согласно которому ответственным органам было поручено проведение анализа действующей структуры электроэнергетической системы с выявлением основных проблем в управлении сектором, нормативно-правовых основах по всей цепочке электроснабжения (генерация, передача и распределение), а также поручена разработка модели реформирования (реструктуризации) электроэнергетической отрасли.

И уже в постановлении президента №ПП-4249 от 27 марта 2019 г. «О стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан» утверждено предложение Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами о реорганизации АО «Узбекэнерго» в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии путем:

  1. Создания акционерного общества «Тепловые электрические станции», осуществляющие управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;

  2. Создания на базе упраздняемых УП «Узэлектросеть» и филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго» акционерного общества «Национальные электрические сети Узбекистана», осуществляющего транспортировку электрической энергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственный транзит, экспорт и импорт электроэнергии, функции единого закупщика электрической энергии от предприятий-производителей электрической энергии, а также продажи электрической энергии предприятиям региональных электрических сетей;

  3. Создания акционерного общества «Региональные электрические сети», осуществляющие управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям.

 

Такие меры были предприняты в результате изучения международного опыта управления электроэнергетической отраслью и направлены на повышение энергоэффективности экономики страны.

Данным постановлением был утвержден перечень из 40 непрофильных и неиспользуемых активов и долей АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций, передаваемых Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан для их последующей приватизации в установленном порядке в течение 2019-2021 годов.

Также в рамках осуществления государственной политики по улучшению инвестиционного климата страны постановлением президента №ПП-4300 от 29 апреля 2019 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики» был утвержден перечень государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, предлагаемых для реализации инвесторам, в том числе иностранным, в котором помимо прочего указаны такие предприятия электроэнергетической отрасли, как АО «Ангренская ТЭС», АО «Ново-Ангренская ТЭС».

Выступая на 20-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Узбекистана президент страны отмечал, что единственным способом привлечения иностранных инвесторов в энергетическую отрасль является либерализация цен на электроэнергию с повышением их до рыночного уровня. Это также является фактором повышения привлекательности электроэнергетической отрасли для иностранных инвесторов, в частности вышеуказанных организаций и государственных активов.

Одним из неосвоенных направлений развития энергетической отрасли страны является развитие энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Ввиду этого было утверждено постановление президента №-4422 от 22 августа 2019 г. «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии».

В данном постановлении говорится, что «на долю возобновляемых источников энергии вырабатываемых в основном гидроэлектростанциями, в настоящее время приходится лишь 10 процентов от общего объема производимой электрической энергии в стране. Несмотря на имеющийся огромный потенциал, не в полной мере используются возможности таких возобновляемых источников энергии, как солнце и ветер».

Также в постановлении отмечается, что законом Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» предусмотрены льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты: 1) всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производителей установок возобновляемых источников энергии; 2) налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию; 3) земельного налога лицами, использующими возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, сроком на три года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии.

Еще остается много проблем в энергетическом секторе Узбекистана, и рассмотренные законодательные акты сами по себе не являются окончательным решением имеющихся задач, однако, все эти изменения в законодательстве страны свидетельствуют о том, что правительство имеет ясное понимание необходимости принятия решительных мер по повышению энергоэффективности экономики для достижения намеченных долгосрочных целей развития страны, а также о ее готовности к таким действиям.

 

 

Энергетический рынок Узбекистана

 

Рынок энергетики в Узбекистане традиционно являлся областью, полностью находящейся под управлением государства. Вплоть до сегодняшнего дня практически все предприятия, связанные с производством, транспортировкой и распределением энергии, находятся в балансе государства.

Но большинство из них находится в убыточном состоянии и постоянно нуждается в государственных дотациях. Только в результате начатых в 2016 году реформ по либерализации экономики у правительства появилось понимание того, что без привлечения частных инвестиций в сферу энергетики и без приватизации энергогенерирующих мощностей невозможно добиться их эффективного управления.

А для того, чтобы эти предприятия были привлекательны для инвесторов, необходимо отказаться от государственного контроля и установить рыночные механизмы регулирования цен на электроэнергию. Об этом заявил, в частности, президент Узбекистана на 20-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса 21 июня 2019 г. Ожидается, что в ближайшее время будет принят законодательный акт, который установит рыночные механизмы ценообразования на электроэнергию.

По данным British Petroleum в структуре первичной энергии Узбекистана 36.6 млн. тонн в нефтяном эквиваленте (Мтнэ) (83.4%) занял природный газ. Остальные источники, такие как нефть, уголь и гидроэлектроэнергия суммарно составили 7.3 Мтнэ (5.9%, 7.1% и 3.6% соответственно)[1]. Стоит отметить, что в общей структуре производства первичной энергии единственным возобновляемым источником является гидроэлектроэнергия, доля которой составляет всего 3.6% общего объема.

Ожидается, что в ближайшем будущем такой баланс изменится в пользу возобновляемых источников энергии, так как государство принимает все необходимые для этого меры, и все больше инвесторов осознает большой нереализованный потенциал страны в этой сфере.

Положительным сигналом в развитии энергетического сектора Узбекистана служит подписание в декабре 2017 г. соглашения между правительством Узбекистана и корпорацией «Росатом» о строительстве АЭС в Узбекистане.  Логическим продолжением данного соглашения является то, что 7 февраля 2019 г. было принято постановление президента Узбекистана №ПП-4165 «Об утверждении концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019-2029 годов», который предусматривает «сооружение в Республике Узбекистан современной и безопасной референтной АЭС поколения III+ в составе двух энергоблоков установленной мощностью 1,2 ГВт каждый»[2].

Данным постановлением также утверждены следующие этапы в реализации проекта по строительству АЭС:

  1. выбор площадки и лицензирование размещения АЭС (2019-2020 гг.);

  2. проектирование АЭС и объектов ее внешней инфраструктуры (2020 — 2022 гг.);

  3. строительство и ввод в эксплуатацию АЭС (2022 — 2030 гг.)[3].

 

По приблизительным данным в 2017 г. объем электроэнергетического рынка Узбекистана составил 1.02 млрд. долл. США[4]. По прогнозам, к 2030 году объем рынка электроэнергии Узбекистана почти удвоится[5].

Что касается темпов роста рынка, то объем производства электричества в Узбекистане за последние 10 лет вырос на 24%, с 50.2 тераватт-час в 2008 году до 62.4 тераватт-час в 2018 году. А по сравнению с 2017 годом производство увеличилось на 3.6%[6]. От общего объема выработанной электроэнергии в 2018 году было отпущено абонентам 60.7 тераватт-час электроэнергии, то есть 97%. При том, потребность экономики Узбекистана по приблизительным оценкам экспертов составляет 69 тераватт-час[7]. Дефицит электроэнергии равняется 14%, в результате чего значительная часть населения страны испытывает нехватку электроэнергии.

Для сравнения, в таких странах с приблизительно одинаковым количеством населения, как Малайзия (32.6 млн. человек), Саудовская Аравия (34.2 млн. человек) и Канада (37.7 млн. человек)[8] в 2018 году было выработано 168.4 тераватт-час, 383.8 тераватт-час и 654.4 тераватт-час электроэнергии соответственно[9]. Это означает, что в 2018 г. производство электроэнергии на душу населения в Узбекистане составило 1.9 мегаватт-час, в Малайзии – 5 мегаватт -час, в Саудовской Аравии – 11 мегаватт -час, в Канаде – 17 мегаватт -час. Эти же показатели в Германии на душу населения составили 7.8 мегаватт -час, во Франции – 8.3 мегаватт -час, в Великобритании – 5 мегаватт -час. Все это говорит о том, что Узбекистан имеет значительный потенциал роста в производстве электроэнергии, и для достижения уровня развитых стран республике необходимо приблизительно четырех- пятикратное увеличение производства электричества.

Для этого, в частности, необходимо модернизировать многие энергогенерирующие предприятия в стране, оборудование и технику, которая в основном было установлена еще в СССР и КПД которых является значительно низкой по сравнению с международными стандартами; линии электропередач, которые приводят к потерям при транспортировке[10]. Фактически оборудование необходимо модернизировать на всех уровнях, в частности, оборудования на генерирующих, транспортирующих и распределяющих предприятиях. Все это требует привлечения частных инвестиций и приватизацию соответствующих предприятий.

Что касается общемировых показателей, то совокупный объем производства электричества в мире за последние 10 лет вырос на 30%, с 20 433.3 тераватт-час в 2008 году до 26 614.8 тераватт-час в 2018 году. А по сравнению с 2017 годом производство электричества в 2018 году увеличилось на 3.7%[11].

Это свидетельствует о том, что объемы производства электроэнергии в Узбекистане растут наравне с мировыми объемами, что служит положительным сигналом для потенциальных инвесторов, и в случае либерализации цен на электроэнергию можно ожидать значительное повышение интереса со стороны инвесторов и их готовности запускать производство на местном рынке. 

 

О мерах по переходу к возобновляемым источникам энергии в Узбекистане

 

Ввиду своих географических особенностей Узбекистан имеет высокий потенциал реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии. С учетом продолжительности солнечных дней в стране, валовый потенциал солнечной электроэнергетики оценивается приблизительно от 525 тераватт-час до 760 тераватт-час в год, а прогнозная мощность ветровой энергетики составляет более 520 гигаватт с годовым производством более 1 000 тераватт-час электроэнергии[12].

За последние несколько лет в Узбекистане наблюдается большой рост популярности альтернативных источников энергии, появляется много сообщений от государственных органов и частных лиц о новых мерах по реализации планов перехода на зеленую энергетику.

Так, например, 8 ноября 2017 года было принято постановление президента №ПП-3379 «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов», предусматривающий с 1 января 2018 г. в обязательном порядке оснащение всех новых зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, сертифицированными солнечными водонагревательными установками для горячего водоснабжения.

Документом предусмотрено, что в старых здания и сооружениях такие установки появятся при реконструкции, а также то, что в дальнейшем все здания и сооружения будут проектироваться, строиться и реконструироваться с учетом применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий[13].

В этот же месяц был подписан меморандум о реализации проекта по ветроэнергетике мощностью в 100 Мвт между тогдашним АО «Узбекэнерго», АО «Национальная энергосберегающая компания» и одним из крупнейших мировых производителей ветряных турбин Siemens Gamesa. Строительство ветряной электростанции предусмотрено в Зарафшане Навоийской области. Проект рассчитан на 2019-2020 гг., и его стоимость оценена в 100 млн. долл. США[14].  

В ходе визита президента Шавката Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 г. в было подписано соглашение между тогдашним председателем Государственного комитета по инвестициям Азимом Ахмадходжаевым и президентом POSCO Daewoo Joung Sang Kim.

Стороны договорились о том, что южнокорейская компания POSCO Daewoo будет производить модули для солнечных панелей и построит несколько солнечных фотогальванических станций мощностью 2 ГВт по модели государственно-частного партнерства[15]. Общая стоимость проекта оценивается в 637,5 млн долларов, из которых 127,5 млн долларов — прямые иностранные инвестиции. Построить и запустить завод планируется к 2035 году.

Инвесторы могут найти полезным тот факт, что в постановлении президента №ПП-3012 от 26 мая 2017 г. «О программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 – 2021 годы» представлен перечень 810 инвестиционных проектов в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на общую сумму 5,3 млрд. долл. США[16].

Кроме того, в ходе организованного совместно Правительством Узбекистана и Группой Всемирного банка в партнерстве с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA) семинара по разработке политики в области возобновляемых источников энергии было объявлено, что «Всемирный банк поддерживает усилия правительства Узбекистана, направленные на увеличение доли возобновляемой энергии в структуре энергетики страны с 12,7% в 2016 году до 19,7% к 2025 году»[17].

30 января 2018 года Советом директоров Всемирного банка был одобрен проект "Повышение энергоэффективности промышленных предприятий. Этап 3", согласно которому Группа Всемирного банка выделяет 200 млн. долл. США для повышения энергоэффективности и производительности малых, средних и крупных предприятий Узбекистана[18].

Также было принято постановление президента страны №ПП-3687 от 28.04.2018 г., согласно которому компания SkyPower Global реализует несколько инвестиционных проектов по проектированию, финансированию, строительству и эксплуатации фотоэлектрических станций на общую сумму 1.3 млрд. долл. США. В этих целях согласно постановлению предусмотрено выделение земель в Ташкентской, Самаркандской, Навоийской, Джизакской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях[19]

«9 октября 2018 года между Республикой Узбекистан и Европейским инвестиционным банком подписан финансовый контракт на привлечение кредита в сумме 100 млн. евро и средств технического содействия до 2 млн. евро для совместной реализации субпроектов по повышению энергоэффективности, осуществляемых в рамках проекта «Повышение энергоэффективности промышленных предприятий» с участием кредитов Всемирного банка, а также постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 г. № 785 «О дополнительных мерах по реализации проекта «Повышение энергоэффективности промышленных предприятий» с участием Международного банка реконструкции и развития (Дополнительное финансирование-2)» предусмотрено привлечение займа Международного банка реконструкции и развития в размере 200 млн. долл. США для финансирования промышленными предприятиями субпроектов по повышению энергоэффективности и ускорению внедрения энергосберегающего оборудования и технологий»[20].

В октябре 2018 года было объявлено о новом проекте по строительству ветряной электростанции мощностью в 600 Мвт турецкой компанией «ETKO CO ENERJI A.S» в рамках Концепции развития Сурхандарьинской области в 2019-2030 гг., который планируется сдать в эксплуатацию до 2020 г[21].

В октябре 2018 года в ходе официального визита президента Узбекистана во Французскую Республику было подписано соглашение между правительством Узбекистана и компанией TOTAL Eren о строительстве фотоэлектрических станций в Узбекистане, для чего компания инвестирует 150 млн. евро. 13 сентября 2019 г. в Министерстве инвестиций и внешней торговли было подписано соглашение о покупке электроэнергии, рассчитанное на 25 лет, и соглашение о государственной поддержке между АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и компанией TOTAL Eren. Фотоэлектрическая станция мощностью 100 МВт будет расположена в Самаркандской области[22].

24 сентября 2019 г. МИД Руз объявил, что 22 сентября 2019 г. был дан официальный старт инвестиционному проекту по строительству ветряной электростанции в Бухарской области. Проект с мощностью выработки до 1,5 ГВт электроэнергии, стоимость которого составляет 1.8 млрд. долл. США, реализуется китайской корпорацией «Lioaning Lide»[23]

Еще одним значимым событием в сфере энергетики Узбекистана стало то, что 20 – 21 сентября 2019 г. в Ташкенте состоялся Первый региональный диалог министров энергетики стран-участниц Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CAREC) и "Энергетический инвестиционный форум-2019".

«В Первом региональном диалоге министров энергетики стран-участниц Центральноазиатского регионального энергетического сотрудничества приняли участие министры энергетики Узбекистана, Aфганистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана. Министр энергетики Турции участвовал как наблюдатель[24]». В рамках диалога участниками было отмечено, что в связи с ускоренными темпами развития стран региона и возрастающей потребностью в энергии к 2030 году в регионе потребуется увеличить энергетические мощности в два раза.

Также министрами в ходе встречи была подписана совместная декларация, которая предусматривает разработку и реализацию общей энергетической стратегии CAREC-2030, а также сотрудничество в достижении цели номер семь Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития, в которой говорится о «доступной и чистой энергии». Стороны также обязались удвоить выработку электроэнергии от солнечной и ветровой энергии к 2023 году[25].

В свою очередь Министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов предложил создать в Ташкенте единый диспетчерский центр по распределению природного газа для стран Центральной Азии. Министр подчеркнул, что эти страны исторически находятся в единой газотранспортной системе и что в Ташкенте на сегодняшний день существует координационно-диспетчерский центр в рамках объединенной энергосистемы региона[26].

После министерского диалога члены делегаций приняли участие на 4-м энергетическом инвестиционном форуме. Во время данного форума Министерством энергетики Узбекистана и компанией ACWA Power (Саудовская Аравия) было подписан договор, предусматривающий строительство двух электростанций общей мощностью в 2 250 Мвт на основе государственно-частного партнерств: одну теплоэлектростанцию мощностью в 1 250 Мвт и одну ветряную электрическую станцию мощностью до 1 000 Мвт[27].

В рамках мероприятий также был подписан десятилетний контракт между предприятием «Национальные электрические сети» и энергетической компанией «Da Afghanistan Breshna Sherkat» на поставку электроэнергии. По словам заместителя министра энергетики Узбекистана Шерзода Ходжаева данный контракт не является сезонным, а рассчитан на круглогодичные поставки. По его словам, объем поставок на начальном этапе составит 4.2 тераватт-час и будет постепенно увеличиваться до 6 тераватт-час[28].

Также, говоря о государственных гарантиях, Шерзод Ходжаев отметил, что государство будет гарантировать закуп 100% произведенной частными компании электроэнергии, полученной из ВИЭ, а также то, что государство гарантирует безопасность иностранных инвестиций. 

Бывший заместитель Министра экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Чиковани в ходе форума отметил, что либерализация цен на электроэнергию в краткосрочный период может негативно сказаться на доходах населения, однако, это создаст привлекательные условия для инвесторов, что в дальнейшем приведет к увеличению числа частных производителей электроэнергии из ВИЭ и соответственно приведет к стабилизации цен.

Усмонали Усмонзода, Министр энергетики Таджикистана, сообщил, что в ближайшем будущем заработает проект CASA-1000, который предусматривает поставку излишков электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан.

В свою очередь МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов 28 ноября 2018 г. в ходе Международной конференции по Афганистану в г. Женеве (Швейцария) заявил, что «строительство линии электропередач (ЛЭП) Сурхан–Пули-Хумри позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% – до 6 миллиардов кВт-час в год и что данная ЛЭП подключит Кабул к единой энергетической системе Центральной Азии. Более того, ЛЭП Сурхан–Пули-Хумри может стать составной частью проекта CASA-1000»[29].

Все это говорит о том, что рынок поставок электроэнергии для частных инвесторов не ограничен только Узбекистаном, а имеет потенциал расширения и на соседние страны и регионы.

 

bottom of page