Анализ Индустрии Гостеприимства и Туризма в

Узбекистане

Об исследовании

Департамент стратегии и исследования компании RB ASIA провел анализ индустрии гостеприимства и туризма Узбекистана по вопросам существующих условий, реформ и перспектив данной индустрии

Целями исследования стали изучение объема рынка гостеприимства и туризма, его перспектив, исследования предложения и спроса гостиничного сектора и его финансовых показателей, а также обзор проводимых реформ в данном секторе в Республике Узбекистан. 

Основные выводы

В 2018 году экспорт туристических услуг в Узбекистане за 8 месяцев составил 666,9 млн. долларов США, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (327,3 млн. долларов США).

Индустрия Туризма и Гостеприимства в Узбекистане

Узбекистан - это страна с богатым культурным наследием, архитектурными сооружениями и различными природными заповедниками, которые привлекают туристов со всего мира и представляют значительный туристический потенциал.

 

Виды туризма в Узбекистане:

  • Историко-культурный туризм

  • Этнический туризм

  • Экологический туризм

  • Оздоровительный туризм

  • MICE туризм (встречи, поощрения, конференции, мероприятия)

 

В 2018 году экспорт туристических услуг за 8 месяцев составил 666,9 млн. долларов США, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (327,3 млн. долларов США).

Однако 5 января 2019 года, Правительство утвердило Концепцию развития туризма на 2019–2025 годы в соответствии с УП-4861 от 02.12.2016, целью которого является превращение туризма в стратегический сектор экономики. Согласно ему, к 2025 году планируется увеличить долю туризма в ВВП до 5%.

Обзор гостиничного предложения

В 2017 году было создано 101 объект размещения на общее количество 1 355 номеров. В 2018 году начали функционировать 142 новых объекта размещения, с общим количеством 1 745 номеров и 4 121 койко-мест, достигая 914 единиц объектов размещения.

По данным комитета по туризму Узбекистана, к концу 2019 года будет создано 180 новых объектов размещения с более чем 7 000 номеров. В частности, ожидается рост на 37%.

По сегментам преобладают Мини-отели и отели Среднего сегмента, за ними следуют отели Верхнего , Верхнего предела среднего сегмента и Эконом сегмента, наименьшее количество объектов в Верхнем пределе верхнего сегмента.

К 2022 году правительство планирует создать номерной фонд в 50 000 номеров по всей стране. Уже одобрено строительство 1 500 номеров в городе Ташкенте, 1 600 номеров в Самарканде, 1 400 номеров в Бухаре, 350 номеров в Хиве и 350 номеров в Ташкентской области.

Следует отметить, что в Самарканде планируется построить более 20 проектов с отелями 4* и 5*.

 

Портрет клиента: Спрос

Количество туристов, посетивших страну в 2017 году, превысило 2 миллиона 520 тысяч и увеличилось на 24,3% по сравнению с 2016 годом, а экспорт туристических услуг увеличился до 770 миллионов долларов США. В 2018 году число туристов удвоилось по сравнению с 2017 годом, достигнув 5,3 миллиона, благодаря льготам, реформам, инновациям и поддержке, оказанной государством. Количество внутренних туристов составило 14 миллионов.

Деловой сегмент (MICE):

  • Деловой спрос в основном представлен сегментом MICE – проведение различных деловых мероприятий – встреч, тренингов, семинаров, конференций, тимбилдинга, корпоративных выездов – данный спрос составляет до 90% от общего делового спроса.

  • Также на рынке есть практика заключения корпоративных договоров с рекреационными целями – в общем деловом спросе доля данного спроса составляет до 10-20%.

  • В основном, частные организации, банки, фармацевтические компании, представительства и филиалы крупных компаний проводят различные мероприятия.

  • В среднем проводится 9,3 корпоративных мероприятия в месяц на 1,8 дня и более, в среднем с 53 участниками.

  • Количество проводимых мероприятий равномерно распределено в течение года, но наиболее активными месяцами являются июль и август, некоторое снижение деловой активности наблюдается в октябре и ноябре.

  • Согласно полученной информации, запросы на проведение более крупных мероприятий - от 100 человек - поступают регулярно. Невозможность разместить большие группы людей одновременно и обеспечить их современной инфраструктурой (просторные конференц-залы, оборудование, открытые площадки) оставляет спрос в этом сегменте неудовлетворенным.

 

Туристический сегмент:

  • На текущий момент основную долю спроса на гостиничные услуги составляют гости, приезжающие с целями отдыха.

  • В зависимости от количества номеров, объекты работают как с индивидуальными туристами, так и с групповыми заездами, организованными через туроператоров.

  • Индивидуальные туристы - это в основном семьи с детьми. Пиками спроса этой подгруппы являются летние месяцы и периоды детских каникул, когда их доля в общем объеме спроса достигает 90%.

  • В среднем доля гостей с детьми среди туристического сегмента составляет около 70-80%.

  • Средняя продолжительность пребывания гостей, прибывающих с целью отдыха, составляет 1-2 ночи.

Организованные группы:

  • По данным компаний, работающих на туристическом рынке Узбекистана, большинство крупных международных туроператоров работают в Узбекистане через местных посредников (DMC – destinationmanagementcompany), некоторые операторы полностью делегируют услуги местным компаниям: и наземное обслуживание - транспорт, гиды, бронирование гостиниц и сопровождение экскурсий. ,

  • Среди тех компаний, которые приобретают все или часть своих услуг у местных DMC - TUI, MarcoPolo, Cox&Kings, ThomasCook. В целом, эта тенденция все еще присутствует на рынке, потому что туристические потоки все еще недостаточно объемны. Но по мере развития туристического потенциала страны и сопутствующей инфраструктуры, крупные операторы, скорее всего, будут увеличивать своеприсутствие за счет открытия локальных офисов,позволяющих контролировать и обеспечивать полный спектр туристических услуг напрямую,минуя посредников.

  • Среди компаний, уже работающих на рынке Узбекистана, напрямую:

- HRG, AmericanExpress имеет совместное локальное предприятие с местным партнером - ElanExpress;

- MIRCORPORATION имеет представительство в Ташкенте, откуда локально организует полный цикл обслуживания для своих групп в Узбекистане и регионе в целом.

 

Иностранные туристы:

  • Возрастная группа от 35 до 45 лет - наибольшее количество респондентов, прибывших из Центральной Азии (29,4%), стран СНГ (33,8%) и АТР (30,0%). Основную часть европейских туристов составляют люди 55 лет и старше (42,5%).

  • Целью поездки в Узбекистан основной части опрошенных респондентов является посещение друзей и родственников. Эта часть составляет 39,4% от общего числа респондентов. Второй по величине сегмент респондентов - 33,6%, которые ответили, что целью посещения Узбекистана былоразвлечение, досуг и отдых.

  • Во время поездок по Республике Узбекистан наибольшая доля респондентов (43,6%) предпочла остаться с семьей и друзьями. 85,1% тех, кто решил остаться с семьей и друзьями, являются посетителями из Центральной Азии.

  • Основная часть туристов из Европы (34% и 37,0%) и АТР (40,0% и 43,0%) предпочитают в качестве средств размещения 2-, 3-звездочные и 4-, 5-звездочные отели. Аналогичная ситуация наблюдается, когда туристы с Ближнего Востока из Северной Америки выбирают тип размещения в Узбекистане, 79,6% и 75,0% туристов из этих регионов соответственно выбирают 2-, 3-звездочные и 4-, 5-звездочные отели для их пребывания.

  • Посетители из Центральной Азии проявили наибольший интерес к шоппингу в Узбекистане (39,7%). Основная часть посетителей из Европы (77,5%) и АТР (72,2%) отметили посещение музеев и галерей, как туристическую деятельность во время пребывания в Узбекистане.

Каналы продаж

В Узбекистане большая часть продаж осуществляется за счет партнерства с туроператорами, а это означает, что отели зависят от этого канала продаж. Другие каналы продаж - корпоративные, прямые и онлайн. В большинстве регионов доля прямых продаж преобладает над онлайн-продажами, а это означает, что, хотя 21-й век является эпохой цифровых технологий и интернета, узбекские предприятия недооценивают этот рентабельный источник продаж.

Финансовые показатели индустрии гостеприимства

В целом, средняя заполняемость в Узбекистане составляет 56% с 17% за год, среднесуточная ставка (ADR) составляет 69 долл. США с увеличением на 6% за год, а валовая операционная прибыль (GOP) составляет 32%.

По городам в Ташкенте самый высокий уровень заполняемости и ADR, в основном из-за того, что Ташкент является столицей и центром всей деловой активности. Следующий город по уровню заполняемости - Самарканд, который растет быстрыми темпами. Кроме того, хотя уровень заполняемости в Хиве самый низкий, темпы роста велики. Предположительно, причина этого роста заключается в том, что исторически отели в Хиве не работали в несезонное время из-за низкого спроса, но в 2018 году тенденция изменилась, и многие отели продолжали работать в течение всего года. Для курортов Ташкентской области уровень занятости 45% является хорошим показателем, поскольку спрос в этом регионе зависит от сезона и с быстрыми колебаниями.

 

Реформы индустрии туризма и гостеприимства

Льготное кредитование и налоговые льготы в сфере туризма, а также либерализация визового режима - основные меры, принимаемые государством для стимулирования развития отрасли, что благоприятно скажется на гостиничном бизнесе.

1.Льготные кредиты

Льготные кредиты будут предоставляться предприятиям для совместного кредитования, то есть, частично, предприятия также инвестируют в проект.

Условия кредитования: срок кредитования 15 лет; льготный период составляет 5 лет.

Кредитование предоставляется на приобретение импортного оборудования и технологий для гостиниц и прилегающей объекту дороги, инженерной и коммуникационной инфраструктуры.

Сумма кредита, выделенная одному клиенту за счет средств целевой кредитной линии, не должна превышать 50 процентов от суммы проекта. Сумма кредита не должна превышать 10 миллионов долларов США для одного инвестиционного проекта.

Кредиты предоставляются на основании положительных решений уполномоченных коммерческих банков об экономической и финансовой целесообразности реализации инвестиционного проекта. В этом случае сумма кредита выдается одному заемщику.

2. Налоговые льготы

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП-4861 (пункт 12) с 1 июля 2017 года иностранные инвесторы освобождаются от уплаты таможенных платежей и таких налогов, как подоходный налог, налог на имущество, общие налоговые платежи для микрофирм и малых предприятий, обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

• <3 млн. долларов США - 3 года освобождения

• от 3 до 10 млн. долларов США - 5 лет освобождения

• 10 млн. долларов США - 10-летнее освобождение

3. Таможенные льготы.

Компании в сфере туризма на период до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных пошлин (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте следующих товаров:

·Транспортные средства туристического класса;

·Оборудование, машины и запасные части;

·Сырье.

4. Либерализация визового режима

Начиная с 10 февраля 2018 года, Узбекистан ввел безвизовый режим на 30 дней с даты въезда для граждан 45 стран (в основном для стран ОЭСР). Утвержден список из 76 стран, в отношении которых вводится упрощенная процедура получения туристических виз. Стоимость въездной туристической визы снизилась с 60 до 40 долларов. Кроме того, лимит на групповую туристическую визу уменьшен с 10 до 5 человек.

С 15 июля введена в действие система обработки и выдачи электронных въездных виз E-VISA.UZ. С 15 марта для удобства туристов будут введены двойные и многократные электронные визы. Кроме того, вводятся новые категории въездных виз - Ватандош, студент, академик, медик и паломник. Это позволит Узбекистану превратиться в региональный образовательный и медицинский центр, расширить научный обмен и привлечь паломников в святые места.

5. Частичное финансирование роялти

В течение трех лет с момента вступления в силу договора о франшизе роялти от организаций за использование известных и престижных мировых гостиничных брендов (согласно рейтингу 50 лучших гостиничных брендов) частично финансируются из государственного бюджета, в следующих количествах:

·Первые 50 отелей с категорией 3 звезды - ежегодно в эквиваленте 200 долларов за номер для каждого отеля;

·Первые 30 отелей категории 4 звезды ежегодно эквивалентны 400 долларам США за номер для каждого отеля.

6. Частичное финансирование строительных расходов

Часть расходов инвесторов на строительство и обустройство новой гостиницы компенсируется Государственным бюджетом Республики Узбекистан, если он будет введен в эксплуатацию до 1 января 2022 года. Размер финансирования:

·40 миллионов сумов за каждый номер в отелях категории 3 звезды (при номерном фонде не менее 50 номеров);

·65 миллионов сумов за каждый номер в отелях категории 4 звезды (при номерном фонде не менее 100 номеров).

7. Земельный участок, отведенный для строительства гостиницы после ее завершения, может быть продан инвестору на праве собственности.

8. Отменены требования к отелям:

·Разрешения для каждой стационарной торговой точки и заведения общественного питания, которые продают алкогольные напитки гостям (бар, мини-бар, кафе, ресторан), принадлежащие отелю и расположенные внутри него;

·Лицензии на предоставление транспортных услуг для своих гостей на трансфер из аэропорта, железнодорожного / автобусного вокзала до гостиницы и обратно, а также туристических объектов.

Офис в Ташкенте:

100002, Ташкент, Алмазарский район, ул. Сагбан, д.7, Блок 4

 

Тел.: +998 (71) 244-20-32

E-mail: info@rbasia.uz

www.rbasia.uz

  • White LinkedIn Icon RB ASIA
  • White Facebook Icon
  • Instagram - RB ASIA

Офис в Москве:
119034, Москва, Смоленский бульвар, дом 2 подъезд 2, 7 этаж
Тел.: +7 (495) 726-59-17
Факс: +7 (495) 729-58-66


E-mail: info@rbpartners.ru
www.rbpartners.ru

  • White LinkedIn Icon
  • White Facebook Icon

© 2017-2020 powered by RB ASIA