Поиск
  • https://www.spot.uz/ru/2020/05/15/live/?utm_source

ЦБ впервые опубликовал исследование об уровне жизни в Узбекистане

Пост обновлен май 22


38,7% респондентов домохозяйств отнесли себя к группе с доходами с 2−4 млн сумов в месяц.

Центральный банк изучил влияние инфляции для групп населения с разным уровнем доходов в региональном разрезе. Результаты подобного исследования публикуются впервые ( pdf ).

Регулятор использовал данные опроса о расходах и доходах домохозяйств (ОРДД) и региональных индексов потребительских цен (ИПЦ). На основе полученных результатов проанализированы различия между ИПЦ и стоимостью жизни.

Распределение доходов согласно данным опроса показало, что основная доля (38,7%) респондентов-домохозяйств относится к группе с доходами 2−4 млн сумов в месяц:

Анализ различия в структуре расходов между группами домохозяйств с различным доходом показывает, что домохозяйства с более низкими доходами большую часть своих расходов направляют на продовольственные товары, а меньшую — на непродовольственные товары и услуги (т.е. транспорт, здравоохранение, образование и другое) по сравнению с группами с более высоким доходом:

С увеличением уровня доходов в структуре потребления заметно сокращается доля продовольственных товаров. Доля продуктов питания в потребительской корзине домохозяйств с доходом 6 млн сумов и более, в среднем на 26 п.п меньше, чем у домохозяйств с доходом ниже 2 млн сумов.

Анализ возрастной категории респондентов показывает, что пожилые люди, как правило, тратят на питание большую долю своих доходов (в среднем 80%), чем молодые, что может отражать тот факт, что молодые люди направляют больше своих доходов на непродовольственные товары и услуги:

При этом, расходы населения в возрасте 30−55 лет больше на 18%, чем у возрастной группы до 30 лет и на 63% чем у населения старше 55 лет.

Относительно высокая доля непродовольственных товаров в структуре потребления населения в возрасте 30−55 лет связана с тем, что представители этой группы в основном являются плательщиками коммунально-бытовых услуг и других финансовых обязательств.

Инфляция в разных регионах

Полученные данные показали, что темпы инфляции различаются по регионам и могут существенно отличаться от средних показателей по стране:

Более высокие темпы инфляции наблюдаются в регионах с высоким доходом.

Средний уровень инфляции в стране в целом был ниже, чем уровень инфляции в регионах с высокими доходами, в таких как Ташкент, Ташкентская и Бухарская области (за исключением Навоийской области).

На долю жителей этих регионов приходится 30% от общей численности населения. Средний уровень инфляции в стране был выше, чем уровень инфляции, испытываемый домохозяйствами в некоторых регионах с относительно низкими доходами, а именно в Республике Каракалпакстан, Ферганской, Наманганской и Сурхандарьинской областях. Жители этих регионов составляют 27% от общей численности населения.

Узбекистанцы с низким доходом в большинстве регионах ощущали более высокие темпы инфляции.

Поскольку группы с более низкими доходами тратят большую долю своих расходов на продовольствие, они испытали более высокую инфляцию из-за более значительной продовольственной инфляции в 18,6% в 2019 году.

Группы населения с более низкими доходами также в меньшей степени выиграли от снижения темпов роста цен на непродовольственные товары.

Таким образом, можно утверждать, что семьи с низкими доходами, проживающие в регионах с высокими доходами, как правило, испытывают наибольший рост своей стоимости жизни:

Рост цен вследствие девальвации обменного курса в августе 2019 года сильнее ощущался семьями с более высокими доходами, поскольку они тратят больше на приобретение непродовольственных товаров и услуг.

Кроме того, из-за сезонных факторов наблюдается снижение цен на продукты питания, и при этом семьи с более низкими доходами ощущают меньшую инфляцию.

Рост совокупных расходов сопровождался увеличением совокупного дохода населения, который в 2019 году увеличился на 21,9%.

В среднем уровень доходов превысил уровень расходов для групп населения с более высокими доходами (за исключением домохозяйств с доходом до 3 млн сумов), что позволяет домохозяйствам сберегать часть своих доходов.

На основе более детального анализа семьи разделены на следующие группы:

  • с расходами, превышающими доходы. Существуют домохозяйства, главным образом из групп с более низкими доходами, которые тратят больше, чем их денежные доходы. Это явление можно объяснить тем, что они могут производить большую часть потребляемого продовольствия в домашних подсобных хозяйствах, либо покрывать часть своих расходов за счет краткосрочных долговых обязательств, таких как потребительские кредиты и другие займы, или не указали источники доходов.

  • с относительно низкими доходами и высоким уровнем финансовых обязательств. Их финансовые обязательства, включая погашение кредитов, находятся на достаточно высоком уровне. Следовательно, они имеют относительно небольшую сумму сбережений, уязвимы к шокам уровня цен и доходов.

  • получающие фиксированные доходы. В то время как валовые реальные доходы населения росли на уровне 6,5% в 2019 году, есть группы населения, которые испытали более низкий или полное отсутствие реального роста доходов (пенсионеры или лица получавшие фиксированный доход).В целом, результаты исследования показали, что темпы инфляции, которые ощущают узбекистанцы, варьируются в зависимости от различий в структуре расходов и в изменениях цен.

В целом, результаты исследования показали, что темпы инфляции, которые ощущают узбекистанцы, варьируются в зависимости от различий в структуре расходов и в изменениях цен.

В частности, домохозяйства из групп с более низкими доходами, проживающие в высоко урбанизированных регионах, испытали более высокую инфляцию.

На агрегированном уровне рост стоимости жизни в среднем сопровождается соответствующим увеличением доходов. Анализ показывает, что существуют группы населения, которые уязвимы к росту стоимости жизни, в частности:

  • домашние хозяйства, расходы которых больше доходов;

  • домохозяйства со сравнительно низкими доходами и высоким уровнем финансовых обязательств;

  • домашние хозяйства, получающие фиксированные доходы, такие как пенсионеры.

Что в итоге

В условиях кризисной ситуации и ограничительных мер, слои населения с низким уровнем доходов сильнее подвержены влиянию изменений цен основных продовольственных товаров.

С учетом того, что основная часть населения с низким уровнем доходов работает в неформальном секторе экономики, снижение экономической активности в первую очередь повлияет на их доходы.

В этой связи, вопросы стоимости жизни приобретают особое значение в текущих условиях и требуют разработки эффектных мер по повышению благосостояния населения с низким уровнем доходов.

Меры краткосрочного характера:

  • обеспечение рынков жизненно важными потребительскими товарами и недопущение резкого роста цен на них путем налаживания цепочек поставок и стимулирования предложения товаров;

  • финансовая поддержка и обеспечение важными потребительскими продуктами нетрудоспособных лиц в том числе одиноких матерей и инвалидов;

  • стимулирование предпринимателей по созданию новых рабочих мест и условий с повышением квалификации для трудоспособных лиц без работы или находящихся в трудных жизненных условиях в связи с низкими доходами;

  • повышение эффективности пользования земельными ресурсами в сельской местности путем реформирования аграрной сферы.

Меры долгосрочного характера:

  • создание института «социального лифта» путем предоставления квоты мест для малообеспеченных в высших учебных заведениях за счет средств государства и международных финансовых институтов;

  • обеспечение доступным жильем и общественным транспортом, повышение уровня финансового образования и финансовой грамотности населения;

  • расширение финансирования и направление знаний детей на современные специальности, такие как информационные технологии, инженерия, биомедицина и другие;

  • увеличение количества школ-гимназий для детей из малообеспеченных семей и обеспечения качественным средним образованием детей.​

#ЦБ #Узбекистан #исследование #уровеньжизни #население #домохозяйства #доходы #анализ #расходы #Инфляция #RUS

Просмотров: 37

Офис в Москве:
119034, Москва, Смоленский бульвар, дом 2 подъезд 2, 7 этаж
Тел.: +7 (495) 726-59-17
Факс: +7 (495) 729-58-66


E-mail: info@rbpartners.ru
www.rbpartners.ru

  • White LinkedIn Icon
  • White Facebook Icon

Офис в Ташкенте:

100002, Ташкент, Алмазарский район, ул. Сагбан, д.7, Блок 4

 

Тел.: +998 (71) 244-20-32

E-mail: info@rbasia.uz

www.rbasia.uz

  • White LinkedIn Icon RB ASIA
  • White Facebook Icon
  • Instagram - RB ASIA
Отправьте нам сообщение:

© 2017-2020 powered by RB ASIA